КАРАТЭДО — КАК БОЕВОЕ ИСКУССТВО.
|
С глубокой признательностью учителям:
Шихану Ширай Хироши,
Шихану Тайдзи Казэ,
Сэнсэю Баккилега Роберто. |
Каждый из инструкторов каратэ-до сталкивается с проблемой обучаемости детей, пришедших в их додзё. Эта проблема обусловлена отсутствием реальной
практической мотивации пришедших, ментальностью, общим уровнем развития и др.
Главной задачей для немногих инструкторов является не воспитание спортивных чемпионов
и, всязи с этим отбор претиндентов на обучение, а всестороннее совершенствование
личности обучаемого. Изучение каратэ-до сегодня для подавляющего большинства
становится способом самореализации в спорте, самоутверждения в коллективе. Единицы из
пришедших в процессе обучения «становятся на путь».
«Если у тебя есть посох — я тебе его дам. Если у тебя нет посоха —
я заберу его у тебя», - Басо.
Так говорили древние учителя дзэн о способностях ученика к обучаемости.
Многие дети приходят в додзё не по собственной инициативе, имея весьма
поверхностное представление о каратэ как и их родители.
Являясь воинким искусством, каратэ на первом этапе предъявляет свои
требования к обучаемым детям:
- самодисциплина,
– способность восприятия и запоминания учебного
материала,
– способность работать самостоятельно при
совершенствовании техники и устранении указанных
недостатков.
Без этих качеств не воэможно перейти на следующий уровень обучения.
Задачей инструктора является воспитание этих качеств. Для многих родителей и их детей
заветной целью обучения является получение коричневого или чёрного пояса.
«С получением 1 дана только и начинается каратэ»,-
Баккилега Роберто.
Многие не понимают, что изучение каратэ — процесс непрерывный и
относятся к каратэ, как к военизированному фитнесу. Что можно сказать об этом подходе —
недостаточная глубина изучения предмета. Другие сравнивают эффективность различных
систем единоборств по их спортивной реализации, что является «верхушкой айсберга» в
каратэ-до, как боевом искусстве.
«Каратэ есть напряжённая практика в течении всей жизни.», -
Гичин Фунакоши.
Глубокое и систематическое изучение каратэ несомненно даёт неограниченные
возможности в вопросах самообороны.
«...как система самообороны, - доведение тела до состояния настоящего
оружия, практика с целью воспитания характера и обретения самоконтроля.»,-
Хироши Ширай.
Отточенная и доведенная до автоматизма техника каратэ-до становится
искусством. Каратэ-до становится образом жизни и непрерывным поиском наивысшего
развития личности.
При достижении обучаемым определённого уровня процесс обучения требует
глубины, анализа и синтеза процесса мышления обучаемого.
В дзэн характерна постановка иррациональных задач ввиде КОАНОВ. Ката в
каратэ, помимо эталонов техники и способе передачи кодов боевого арсенала, для
продвинутых учеников становятся неким подобием КОАНА. Как и в дзэн в каратэ-до важна
только повседневная практика и приобретённый личный опыт. Именно поэтому у японских
Мастеров нет примитивного копирования приёмов боевого применения техники, отсюда
разнообразие этих приёмов у различных Мастеров. Но прежде чем выйти на этот уровень
необходимо глубоко и прочно освоить базовую технику и принципы её эффективной
реализации. После прохождения этого этапа само изучение каратэ-до переходит в изучение
предмета как боевого искусства ( Будо).
«Не надо быть каллиграфом, что бы создавать настоящую поэзию»,-
Тайдзи Казэ.
Тот кто не прошёл этот этап и не усвоил базовые принципы техники каратэ-до, как правило, изобретает своё «боевое искусство», имеющее весьма поверхностное
отношение к каратэ-до.
При изучении каратэ-до необходимо строго следовать Додзе Кун, этикету и
правилам поведения, иначе процесс обучения станет упрощённым подобием традиционному
и потеряет чистоту передачи, медитативность и дух Будо.
|
Шеф-инструктор ВСИР
С. Петров. |
|